Формы организации обучения дошкольников в свете ФГОС ДО
Педагоги МКДОУ детский сад «Ласточка» в своей педагогическо деятельности используют формы обучения:
- индивидуальные — педагог обучает одного ребенка (коррекционная и индивидуальная работа);
- групповые — педагог одновременно обучает группу детей, внутри которой каждый выполняет учебное задание самостоятельно. Группа может включать в себя весь коллектив дошкольников, а может быть разделена на части. Возможна смешанная форма обучения — сначала все вместе, а затем по частям;
- коллективные — совместное выполнение задания несколькими детьми;
- самостоятельная работа (самообучение ребенка в развивающей среде).
Обучение детей в детском саду осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности. Организованная образовательная деятельность включает в себя различные виды детской деятельности; игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, конструктивную, двигательную, музыкальную, изобразительную, восприятие художественной литературы и др.
На современном этапе термин «занятие» сохраняется по отношению к музыкальным и физкультурным занятиям, проводимым обычно специалистами — музыкальным и физкультурным руководителями в специально оборудованных для данных видов деятельности помещениях.
Одна из ведущих форм совместной деятельности детей и взрослых является образовательная ситуация. Цель - решение определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах деткой деятельности.
Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка.
Образовательные ситуации направлены на решение задач одного из видов деятельности (например, коммуникативной, математической, изобразительной и др.). Например, рассматривание картины или игрушки, освоение счета, измерение. Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании. Комплексный подход к построению образовательных ситуаций способствует реализации принципа интеграции образовательного процесса детского сада.
Характеристика образовательных ситуаций в организованной образовательной деятельности
Параметры для характеристики
|
Образовательные ситуации в организованной образовательной деятельности
|
Направленность на решение образовательных задач
|
Освоение новых способов деятельности, умений, обогащение представлений детей, их систематизация и обобщение
|
Продолжительность в течение дня и количество в неделю (включая музыкальные и физкультурные занятия)
|
Младшая группа — 15 мин.,
10 образовательных ситуаций в неделю.
Средняя группа — 20 мин.,
11 образовательных ситуаций в неделю
Старшая группа — 25 мин.,
13 образовательных ситуаций в неделю
Подготовительная группа — 30 мин.,
15 образовательных ситуаций в неделю
|
Форма образовательной ситуации
|
Фронтальная и подгрупповая
|
Особенности организации обучения в педагогическом процессе детского сада
Обучение в образовательной деятельности в режимных моментах
|
Обучение в организованной образовательной деятельности
|
Стихийное обучение
|
Целенаправленное обучение в режимных моментах
|
Ребенок осваивает массу информации, разнообразные представления об окружающем(житейские), овладевает речью в процессе общения и деятельности. Задачи обучения не проектируются заранее,возникают по ходудеятельности
|
- Обучение в процессе детской деятельности, проектируемое заранее. Ребенок овладевает способами деятельности, с помощью взрослого добывает знания (опыты, эксперименты, наблюдения и пр.)
- .2. Самообучение ребенка в подготовленной среде (например, в дидактических играх и упражнениях)
|
Ребенок осваивает новые способы деятельности, умения, происходит обогащение представлений детей, их систематизация и обобщение
|
|