Формы организации обучения дошкольников в свете ФГОС ДО
Педагоги МКДОУ детский сад «Ласточка» в своей педагогическо деятельности используют формы обучения:
- индивидуальные — педагог обучает одного ребенка (коррекционная и индивидуальная работа);
- групповые — педагог одновременно обучает группу детей, внутри которой каждый выполняет учебное задание самостоятельно. Группа может включать в себя весь коллектив дошкольников, а может быть разделена на части. Возможна смешанная форма обучения — сначала все вместе, а затем по частям;
- коллективные — совместное выполнение задания несколькими детьми;
- самостоятельная работа (самообучение ребенка в развивающей среде).
Обучение детей в детском саду осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности. Организованная образовательная деятельность включает в себя различные виды детской деятельности; игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, конструктивную, двигательную, музыкальную, изобразительную, восприятие художественной литературы и др.
На современном этапе термин «занятие» сохраняется по отношению к музыкальным и физкультурным занятиям, проводимым обычно специалистами — музыкальным и физкультурным руководителями в специально оборудованных для данных видов деятельности помещениях.
Одна из ведущих форм совместной деятельности детей и взрослых является образовательная ситуация. Цель - решение определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах деткой деятельности.
Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка.
Образовательные ситуации направлены на решение задач одного из видов деятельности (например, коммуникативной, математической, изобразительной и др.). Например, рассматривание картины или игрушки, освоение счета, измерение. Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании. Комплексный подход к построению образовательных ситуаций способствует реализации принципа интеграции образовательного процесса детского сада.
Характеристика образовательных ситуаций в организованной образовательной деятельности
Параметры для характеристики |
Образовательные ситуации в организованной образовательной деятельности |
Направленность на решение образовательных задач |
Освоение новых способов деятельности, умений, обогащение представлений детей, их систематизация и обобщение |
Продолжительность в течение дня и количество в неделю (включая музыкальные и физкультурные занятия) |
Младшая группа — 15 мин., Средняя группа — 20 мин., Старшая группа — 25 мин., Подготовительная группа — 30 мин., |
Форма образовательной ситуации |
Фронтальная и подгрупповая |
Особенности организации обучения в педагогическом процессе детского сада
Обучение в образовательной деятельности в режимных моментах |
Обучение в организованной образовательной деятельности |
|
Стихийное обучение |
Целенаправленное обучение в режимных моментах |
|
Ребенок осваивает массу информации, разнообразные представления об окружающем(житейские), овладевает речью в процессе общения и деятельности. Задачи обучения не проектируются заранее,возникают по ходудеятельности |
|
Ребенок осваивает новые способы деятельности, умения, происходит обогащение представлений детей, их систематизация и обобщение |